В соответствии с Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, учет российских детей, усыновленных иностранными усыновителями (т.е. иностранными гражданами, лицами без гражданства либо российскими гражданами, постоянно проживающими за рубежом), осуществляется консульскими учреждениями РФ за рубежом. За постановку на учет с усыновителей взимается сбор.
Следует отметить, что требование о постановке на учет в каком-то смысле противоречит Федеральному закону РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве", где говорится, что гражданство РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему предоставлено гражданство другого государства. Получается, что после получения усыновленным ребенком иностранного гражданства усыновители могут отказаться от учета в российском консульстве за рубежом, предоставив заявление о прекращении российского гражданства усыновленного ребенка и вернув его российский паспорт (информация по материалам российских СМИ за 2006 год).
Помимо постановки на учет, в отношении иностранных усыновителей действует правило трехлетнего "испытательного срока", установленное и для российских усыновителей, и теоретическая возможность продления этого срока вплоть до совершеннолетия ребенка (п. 22 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 654).
На практике это означает лишь дополнительные расходы для усыновителей, так как подобные проверки осуществляются агентством по усыновлению за счет самих усыновителей (по сведениям от усыновителей - 1,500 - 2,000 долларов США за каждый отчет). Затем отчет переводится на русский язык и отправляется в соответствующий департамент образования в РФ.