Заметки юриста

Пособия, выплаты и жилищные льготы

Взимается ли родительская плата за присмотр и уход за подопечным ребенком в дошкольных учреждениях?

Как следует из п. 3 ст. 5 и ст. 64 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" бесплатным является собственно дошкольное образование, под которым понимаются образовательные программы дошкольного образования, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Однако, помимо образовательных программ, дошкольные учреждения также осуществляют "присмотр и уход за детьми", на которые гарантии бесплатности не распространяются. Вопросу взимания платы за такого рода услуги посвящена ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая гласит буквально следующее:

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

3. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаетвправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

При передаче под опеку или в приемную семью ребенок не теряет статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, и одновременно приобретает законного представителя в лице опекуна / приемного родителя. Это обстоятельство порождает вопрос: полагается ли освобождение от родительской платы за присмотр и уход за теми детьми, которые формально считаются детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения в смысле п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", но в настоящий момент находятся под опекой  или в приемной семье?

С одной стороны, в п. 2 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что родительская плата взимается не только с родителей, но и с законных представителей ребенка, которыми являются опекуны и приемные родители. Получается, что факт передачи ребенка под опеку или в приемную семью сам по себе не исключает обязанности по уплате родительской платы, хотя у учредителя дошкольной организации, функции которого согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выполняют органы государственной власти субъекта РФ, есть теоретическое право в определяемых им случаях и порядке снизить размер родительской платы или вообще ее не взимать.

С другой стороны, п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что родительская плата однозначно не взимается за присмотр и уход за:

  • детьми-инвалидами и детьми с туберкулезной интоксикацией,

  • детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения. 

    Что касается последней категории, то хотя это не уточнено в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (и в этом я вижу важное упущение законодателя), но скорее всего в нее входят только те дети-сироты и дети, лишенных родительского попечения, которые находятся на полном государственном обеспечении и не были переданы под опеку или в приемную семью. Только при таком прочтении противоречие между п. 2 и п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" снимается.

    Таким образом, по мнению автора сайта, подопечные дети и воспитанники приемных семей в тех случаях, если они не являются детьми-инвалидами или детьми с туберкулезной интоксикацией, права на освобождение от родительской платы согласно п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не имеют. При этом опекуны и приемные родители вправе рассчитывать на льготы по родительской плате в силу пп. 2 и 5 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в порядке и в пределах, установленных законодательством соответствующего субъекта РФ.

    Например, в г. Москва компенсация родительской платы производится в соответствии с Порядком назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 27.07.2010 № 590-ПП. Однако, специальных льгот по родительской плате за присмотр и уход за детьми, находящимися под опекой или в приемной семье, в этом Порядке не предусмотрено.