Заметки юриста

Пособия, выплаты и жилищные льготы

По какому месту жительства - прежнего проживания или у опекуна (приемного родителя) - ребенку должно быть предоставлено жилье по достижении 18 лет?

Ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гласит: 

"1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений".

До 2014 года определение "места жительства" в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" звучало так:

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Эта формулировка допускала подтверждение места жительства и временной регистрацией "иногороднего" подопечного ребенка по месту жительства его опекунов или приемных родителей. Однако с 1 января 2014 года определение "места жительства" было изменено:

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала дополнительные проблемы.

Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2014 года у органов исполнительной власти субъекта РФ появился веский законный (хотя, возможно, и антиконституционный) аргумент отказать в постановке на учет в целях получения жилья по достижения 18 лет тем детям-сиротам, у кого нет постоянной регистрации в этом регионе. Получается, что претендовать на получение жилья в том же регионе, где ребенок-сирота проживает под опекой или в приемной семье, он может только в том случае, если в этом регионе у него есть постоянная регистрация в жилье биородителей, но оно не пригодно для возвращения. Если ребенок-сирота имеет постоянную регистрацию в другом регионе, то по достижении 18 лет он должен теперь вернуться именно туда, чтобы встать на очередь на получение жилья.

А что с теми детьми-сиротами, у которых вообще нет постоянной регистрации ни в одном субъекте РФ? На практике это весьма распространенный случай, если ребенок был оставлен в роддоме, или найден на улице, или у биородителей "не дошли руки" оформить ребенку регистрацию. В этом случае единственное жилье, где можно оформить постоянную регистрацию для подопечного, - это жилье его опекунов или приемным родителей.

Основная проблема с регистрацией по месту жительства у опекунов или приемных родителей («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, прекращение этой регистрации возможно только в следующих случаях:

  • изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа);

  • признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • изменения гражданином  маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

  • прекращения гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

  • выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном ФМС РФ.

    Очевидно, что по достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

    Разрешение этой коллизии может дать только законодательство конкретного субъекта РФ.

    Например, п. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" устанавливает, что в г. Москве жилье предоставляется в тех случаях, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

    1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;

    2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;

    3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте РФ.

    Казалось бы - п.  1 (3) ст. 13 Закона ясно разрешает претендовать на жилье в г. Москве тем подопечным, кто приехал из других регионов без какого-либо закрепленного жилья и имеет временную регистрации по месту жительства опекуна (приемного родителя). Однако в п. 3 Приложения 1 к Положению об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП, который регулирует технические вопросы постановки на учет, уточняется, что в список на получение жилья по достижении 18 лет включаются только следующие лица из числа детей-сирот:

    • Имеющие место жительства в городе Москве (что означает - "постоянную регистрацию" в г. Москве или по месту жительства биородителей, или по месту жительства опекуна/приемного родителя).
    • Не имеющие места жительства в городе Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания города Москвы.
    • Не имеющие места жительства в городе Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа).

    Это означает, что органы жилищного учета г. Москвы вправе переадресовать ребенка, прибывшего в г. Москву под опеку или в приемную семью из другого региона, в регион происхождения в целях получения жилья. Это право вытекает не только из нормативных актов г. Москвы, но и из федерального законодательства, процитированного в начале статьи.