Заметки юриста

Пособия, выплаты и жилищные льготы

Органы опеки отказали в назначении выплат на содержание подопечного ребенка, а также в заключении договора о создании приемной семьи (и выплате вознаграждения приемным родителям) по причине отсутствия у ребенка и приемных родителей постоянной регистрации в этом регионе. Правомерен ли отказ?

До 2014 года подобные отказы были однозначно неправомерны (и редки). Однако, с января 2014 года ситуация изменилась.

Дело в том, что до 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" звучало так:

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Но с 1 января 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" было изменено:

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

Поэтому в том случае, если закон субъекта РФ обуславливает назначение выплат "местом жительства" подопечного ребенка и/или опекунов (приемных родителей) в соответствующем регионе, необходима именно постоянная регистрация - исходя из нового определения "места жительства" в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
 

Возьмем, к примеру, г. Москва.

Выплаты на содержание приемных детей в г. Москве

До декабря 2015 года получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, являлись лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, «постоянно проживающих на территории города Москвы» и заключивших договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу (п. 1.2 Порядка выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании (Приложение 5 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.05.2007 № 376-ПП). То есть основным требованием было наличие постоянной регистрации в г. Москве у приемных родителей (но не приемных детей) и заключение договора о приемной семье с ООП г. Москвы (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен ООП по месту происхождения ребенка, например, в другом регионе).

Постановление Правительства г. Москвы от 23.12.2015 № 932-ПП внесло следующие изменения в п. 1.2 Порядка выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании (Приложение 5 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.05.2007 № 376-ПП).

Отныне получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, являются приемные родители, не только имеющие "место жительства" в г. Москве, но и принявшие в приемную семью ребенка, имеющего "место жительства" в г. Москве, в отношении которых акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, был принят  органами опеки и попечительства г. Москвы. Под детьми, "имеющими место жительства в городе Москве", понимаются также дети, не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот (новая редакция пп. 1.2 и 1.3 Порядка выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании (Приложение 5 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.05.2007 № 376-ПП).

Вознаграждение приемным родителям в г. Москве

До декабря 2015 года получателями ежемесячного вознаграждения являлись лица, «постоянно проживающие на территории города Москвы», заключившие договор о приемной семье, патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу (Согласно п. 1.3 Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному  родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю (Приложение к постановлению Правительства г. Москвы от 29.03.2011 № 93-ПП)). При этом в п. 1.2 Порядка было прямо установлено, что в настоящем Порядке используются понятия, применяемые в федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и правовых актах города Москвы. Таким образом, для получения вознаграждения за свой труд приемным родителям было достаточно иметь постоянную регистрацию в г. Москве. Приемные дети могли не иметь такой регистрации в г. Москве, акт о назначении опекуном мог быть принят ООП другого региона (а договор о создании приемной семьи заключался в любом случае с ООП г. Москвы).

Постановление Правительства г. Москвы от 23.12.2015 № 932-ПП внесло следующие изменения в п. 1.3 Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному  родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю (Приложение к постановлению Правительства г. Москвы от 29.03.2011 № 93-ПП).

Отныне получателями ежемесячного вознаграждения приемному родителю являются лица из числа приемных родителей, имеющие место жительства в г. Москве, принявшие в приемную семью ребенка, имеющего место жительства в г. Москве, в отношении которых органами опеки и попечительства г. Москвы не только издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, но и заключен договор о приемной семье. При этом под детьми, имеющими место жительства в г. Москве, понимаются также дети, не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот (новая редакция пп. 1.3 и 1.3(1) Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному  родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю (Приложение к постановлению Правительства г. Москвы от 29.03.2011 № 93-ПП).

Таким образом, с декабря 2015 года г. Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями и выплатами на содержание приемных детей) только при соблюдении двух условий:

  1. приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,
  2. на момент передачи в приемную семью ребенок стоял на учете в ООП г. Москвы как лишенный родительского попечения, т.е. либо имел постоянную регистрацию в г. Москве, либо воспитывался в организациях для детей-сирот г. Москвы.


Опекуны - выплаты на содержание подопечных в г. Москве

В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 15.12.2004 № 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), «местом жительства которых является город Москва». Поэтому согласно ст. 6 (4) того же Закона г. Москвы от 15.12.2004 № 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" для назначения выплат на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), опекун должен представить справку «с места жительства ребенка о его совместном проживании с опекуном (попечителем) в городе Москве или документы, подтверждающие место жительства подопечного, достигшего возраста 16 лет, и опекуна (попечителя) в городе Москве, если уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа разрешено их раздельное проживание».

Таким образом, в отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в г. Москве (аналогичным требованием обусловлено назначение и других московских выплат и льгот).


Понятно, что постоянную регистрацию по новому месту жительства ребенка-сироты из другого субъекта РФ может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) - в) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии.

Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи - и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение "места жительства" в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.