Закон Пермской области

5 июня 1997 года № 771-112

 

О приемной семье

 

 

Принят Законодательным собранием
Пермской области 22 мая 1997 года
 
(в ред. Законов Пермской области от 12.05.2000 934-141, от 05.11.2001 1845-323, от 02.07.2003 880-170)
 

 

Приемная семья создается в целях защиты прав, законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных, максимально приближенных к домашним (семейным) условиям жизни, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию детей.
Настоящий закон регулирует отношения граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти Пермской области по реализации прав детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, на устройство в семью с учетом интересов ребенка.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

  • "ребенок" - лицо в возрасте до 18 лет;

  • "благосостояние ребенка" - необходимые материальные ресурсы (обеспечение ребенка питанием, одеждой, иными средствами, необходимыми для его жизнедеятельности);

  • "интересы ребенка" (личные неимущественные и имущественные интересы) - совокупность потребностей и прав, необходимых ребенку для обеспечения его благосостояния, здоровья и нормального развития;

  • "орган опеки и попечительства" - орган местного самоуправления;

  • "уполномоченный орган" - учреждение, отдел (центр) органа местного самоуправления, на который возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей;

  • "план защиты интересов ребенка" - акт уполномоченного органа, в котором утверждается перечень мероприятий по обеспечению защиты интересов ребенка, при необходимости, определяющий разграничение компетенции по защите интересов ребенка между приемными родителями (родителем) и уполномоченным органом;

  • "контроль (регулярная проверка, оценка) благосостояния, развития и здоровья ребенка и эффективность выполнения плана" - деятельность уполномоченного органа по организации наблюдения за выполнением приемными родителями взятых на себя обязательств, всестороннему анализу процесса развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства, сравнение состояния его благосостояния, здоровья и развития с нормальными показателями для детей его возраста, определение причин замеченных нарушений благосостояния, здоровья и развития, разработка предложений об изменении плана по защите интересов ребенка.

Статья 2. Правовые основы деятельности приемной семьи

 

Приемная семья создается и функционирует в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании", актами правительства Российской Федерации, настоящим законом, другими законодательными актами Российской Федерации и Пермской области, касающимися защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья осуществляет свою деятельность на основании договора с органами опеки и попечительства, в котором определяется порядок передачи ребенка в семью, длительность пребывания ребенка в семье, обеспечение функционирования приемной семьи с периодическим переоформлением части договора, затрагивающей вопросы материального обеспечения, финансирования приемной семьи в сроки, оговоренные договором.

 

Статья 3. Основные принципы деятельности органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям

 

Деятельность органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям основывается на следующих принципах:

  • признания индивидуальности ребенка;

  • защиты ребенка от насилия и эксплуатации, уважения его интересов;

  • признания важности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в семье, использования всех возможностей для устройства ребенка в семью;

  • учета мнения ребенка (выраженного в доступной для него форме, а с 10 лет только при его согласии) в процессе определения его в приемную семью и планирования мер по защите его интересов;

  • осуществления государственных мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не противоречит его интересам; использования всех средств для возврата ребенка в родную семью;

  • планирования работы по защите прав ребенка с учетом его возраста, пола, языка общения, национальной принадлежности, особенностей личности;

  • конфиденциальности информации о ребенке, его родной семье, приемных родителях;

  • признания труда приемного родителя по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным педагогическим трудом (в должности воспитателя);

  • признания необходимости максимально бережного отношения к приемной семье;

  • обеспечения приемного родителя (приемных родителей) необходимыми материальными средствами и оборудованием для воспитания и содержания ребенка;

  • необходимости подготовки и обучения приемных родителей с учетом выявленных трудностей в их деятельности и динамики развития нормативной базы;

  • учета мнений приемных родителей при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность приемных семей;

  • своевременного доведения до сведения приемных родителей всех нормативных актов, регулирующих их деятельность;

  • признания недопустимости произвольного вмешательства в дела приемной семьи;

  • осуществления координации деятельности органов здравоохранения, социальной защиты, образования и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Главным критерием оценки эффективности работы приемных родителей считать объективные данные о развитии ребенка, в частности состояние здоровья ребенка, физическое, психическое, нравственное развитие.

 

Статья 4. Финансовая основа деятельности приемной семьи

 

При формировании бюджетов территорий расходы на содержание приемной семьи планируются в расчете бюджетной потребности территории и уточняются при бюджетном регулировании дотационным территориям в виде субвенции, территориям-донорам при расчете плановых отчислений.

 

Глава II. Организация и порядок деятельности приемной семьи

 

Статья 5. Основы взаимоотношений приемных родителей и органов местного самоуправления

 

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) и приемными родителями.

В случае, если приемный ребенок (дети) и приемные родители проживают (находятся) в разных территориях области, в целях обеспечения условий для содержания, воспитания приемных детей, защиты их имущества, жилищных прав, оплаты труда приемных родителей, контроля за их деятельностью, оказания эффективной помощи приемной семье, заключается трехсторонний договор между органами опеки и попечительства обеих территорий и приемными родителями, в котором определяются уровень ответственности каждой из сторон, их права и обязанности.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов.

Контроль осуществляется в форме регулярных проверок. В ходе проверки оцениваются состояние здоровья, уровень образования и умственного развития, самосознание, взаимоотношения в семье и круг общения, поведение и эмоциональное развитие, навыки самообслуживания ребенка (детей).

Устанавливаются следующие сроки проведения регулярных обязательных проверок выполнения плана защиты интересов ребенка:

  • первая проверка осуществляется в пределах четырех недель с момента передачи ребенка в приемную семью;

  • вторая проверка осуществляется не позднее трех месяцев с момента осуществления первой проверки.

Впоследствии проверки должны осуществляться не реже 1 раза в полгода.

Формы, методы контроля органами опеки и попечительства за функционированием приемной семьи определяются договором "О передаче ребенка (детей) в приемную семью".

Приемные родители ведут учет расходов в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах предоставляются один раз в год в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Результаты контроля оформляются в письменном виде по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

 

Статья 6. Права и обязанности приемных родителей

 

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

  • лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители имеют право и обязаны:

  • воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;

  • создавать на основе плана защиты интересов ребенка (детей) необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

  • осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

Приемные родители имеют право:

  • участвовать в разработке органами опеки и попечительства мероприятий по защите законных прав и интересов приемных детей, проведении этих мероприятий и оценке их результатов;

  • получать своевременно необходимую информацию по нормативным актам, затрагивающим деятельность приемной семьи, законные права и интересы приемных детей и приемных родителей;

  • получать льготы, установленные действующим законодательством для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • самостоятельно организовывать свои отпуска при обеспечении выполнения условий договора;

  • самостоятельно вести хозяйственные дела приемной семьи, осуществлять наличные и безналичные расчеты за приобретаемые продукты, товары и получаемые услуги;

  • самостоятельно выбирать место приобретения продуктов, товаров и получения услуг;

  • обращаться в государственные, муниципальные и иные органы по вопросам защиты интересов приемных детей, приемных родителей, другим вопросам жизнедеятельности приемной семьи;

  • пользоваться иными правами, установленными законодательством.

Приемным родителям, добросовестно выполняющим свои обязанности, могут быть предоставлены различные льготы (по оплате труда, по жилью, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорту и другое, а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках), предусмотренные в договоре с органами опеки и попечительства.

 

Глава III. Материальное обеспечение приемной семьи

 

Статья 7. Порядок оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье

 

1. Для оформления трудовых отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается трудовой договор (контракт), включающий в себя, кроме иных условий, обязанность работодателя по обеспечению охраны труда и государственного социального страхования.

Прием на работу приемного родителя оформляется приказом уполномоченного органа на основании решения о создании приемной семьи, заключенного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора (контракта).

Общее число детей, включая родных и приемных, не должно превышать 8 человек.

2. Труд приемного родителя является педагогическим трудом (должность воспитателя), подлежит оплате в соответствии с единой тарифной сеткой, установленной для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом ответственности за жизнь и здоровье приемных детей, совмещения большого количества обязанностей по обеспечению функционирования приемных семей, трудностей в организации полноценного ежедневного отдыха и ежегодных отпусков приемных родителей.

Работа приемных родителей входит в трудовой стаж.

3. Заработная плата приемного родителя устанавливается не ниже 12 разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета 1 ставка на 3-х детей.

При условии передачи на воспитание в приемную семью менее 3-х детей заработная плата приемного родителя устанавливается на каждого приемного ребенка в размере 1/3 ставки, установленной частью первой данной статьи.

При условии передачи на воспитание в приемную семью более 3-х детей заработная плата приемного родителя увеличивается на каждого приемного ребенка в размере 1/3 ставки, установленной частью первой данной статьи.

Фонд заработной платы приемной семьи определяется с учетом социального статуса детей, имеющихся отклонений в их психофизическом развитии. Ставки заработной платы устанавливаются с учетом следующих надбавок в процентах от размера оплаты труда:

  • районный коэффициент (15%);

  • за работу с детьми-сиротами (20%);

  • за работу с каждым ребенком до 3х лет или с ребенком, имеющим недостатки в умственном или физическом развитии (50%);

  • за работу в выходные и праздничные дни в размерах, предусмотренных законодательством.

Надбавка за работу в выходные и праздничные дни выплачивается из предусмотренного 25% дополнительного фонда оплаты труда.

Объем финансирования содержания приемного ребенка в приемной семье определяется с учетом всех льгот, предусмотренных действующим законодательством.

Уполномоченный орган обязан своевременно обеспечивать финансирование содержания ребенка (детей) в приемной семье.

4. В случае отсутствия приемных родителей по уважительным причинам (отпуск, санаторно-курортное лечение, болезнь и другое) лицам, заменяющим их в этот период, выплачивается денежное содержание, предусмотренное действующим законодательством. Оплата отпусков приемных родителей производится в соответствии с порядком предоставления отпусков для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемные родители, взявшие на воспитание 3-х и более детей, имеют право на компенсацию за книгоиздательскую продукцию в размерах, установленных для педагогических работников образовательных учреждений.

5. На приемную семью, имеющую троих и более детей, включая родных и усыновленных, распространяются льготы, установленные законодательством для многодетных семей.

6. Оборудование, предоставляемое приемной семье в соответствии с действующим законодательством, не является личной собственностью приемных родителей, оно подлежит инвентаризации, а в случае истечения срока пользования может быть передано приемным родителям с соблюдением норм, предусмотренных действующим законодательством.

Приемная семья имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом и денежными средствами, полученными в качестве дара, пожертвований, спонсорских средств и других источников, предусмотренных действующим законодательством. Распределение данных средств определяется сторонами по договору при участии уполномоченного органа.

Вопросы материального, жилищного и финансового обеспечения, не оговоренные настоящим Законом, рассматриваются и решаются органами опеки и попечительства, приемными родителями на основе договора.

 

Глава IV. Ответственность приемных родителей

 

Статья 8. Ответственность приемных родителей

 

Приемные родители несут ответственность за жизнь, здоровье, обучение, воспитание и развитие ребенка (детей) в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава V. Вступление Закона в силу

 

Статья 9. Вступление Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.