Закон Новосибирской области

12 мая 2003 года 111-ОЗ

 

О защите прав детей в Новосибирской области

 

(в ред. Законов Новосибирской области от 16.10.2003 N 146-ОЗ, от 10.12.2004 N 237-ОЗ)

 

Глава 1.

Общие положения

 

Статья 1. Областная государственная политика в интересах детей


Областная государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:

а) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

б) воспитание патриотизма и гражданственности;

в) формирование установки на здоровый образ жизни;

г) законодательное обеспечение прав детей;

д) государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
е) ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей;

ж) оказание государственной поддержки детским общественным объединениям, общественным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей;

з) соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья 2. Законодательство о защите прав детей


Законодательство Новосибирской области о защите прав детей основывается на Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка, соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава Новосибирской области, настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, устанавливающих условия и порядок защиты прав детей.

Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в федеральных законах.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, постоянно проживающих, а также временно пребывающих на территории Новосибирской области.

 

Статья 4. Субъекты, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов детей

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями либо представителями по договору.

Функции правовой защиты детей выполняют в пределах своей компетенции органы представительной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, другие органы, организации и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей.
Организации и граждане, которым становится известно о фактах нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав детей.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, ребенок может сам осуществлять право на защиту.

 

Статья 5. Защита прав и законных интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Областная, районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.

 

Статья 6. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства


Защиту прав и охраняемых законом интересов детей осуществляют органы опеки и попечительства, деятельность которых регулируется соответствующим законом Новосибирской области.

Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействуют с органами и учреждениями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений, оказывают информационную, консультационную, психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов детей.

 

Глава 2.

Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности

 

Статья 7. Право детей на дошкольное воспитание


Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье в Новосибирской области действует сеть дошкольных образовательных организаций.
Отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором. В договоре не могут содержаться положения, ухудшающие положение сторон по сравнению с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

 

Статья 8. Право детей на получение образования


Администрация Новосибирской области обеспечивает государственные гарантии прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а также решение вопросов предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Новосибирской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обеспечивают предоставление каждому ребенку общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Права обучающихся, воспитанников образовательных учреждений определяются их уставами.

 

Статья 9. Условия отчисления детей из государственных или муниципальных образовательных учреждений


Отчисление детей из государственных или муниципальных образовательных учреждений до получения основного общего образования или начального профессионального образования, помимо соблюдения общего порядка отчисления, может быть произведено только с разрешения соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) и муниципальными органами управления образованием в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего или продолжение освоения им образовательной программы по иной форме обучения или в другом образовательном учреждении.

 

Статья 10. Порядок перевода обучающихся

 

Перевод обучающихся из одного образовательного учреждения в другое либо изменение формы обучения до получения ими основного общего образования допускается только в исключительных случаях с согласия родителей (законных представителей) с учетом мнения и интересов ребенка, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия органов опеки и попечительства.

 

Статья 11. Информация об образовательных учреждениях и контролирующих органах


В общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях, осуществляющих образовательный и воспитательный процессы, в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка, а также наименование, место нахождения и перечень должностных лиц (с указанием способов связи с ними) структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и обеспечением прав и законных интересов детей.

 

Статья 12. Право детей на охрану здоровья в образовательных учреждениях


Образовательные учреждения и должностные лица образовательных учреждений несут ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях.

 

Статья 13. Гарантии получения образования


1. Получение среднего (полного), начального профессионального и среднего профессионального образования гарантируется системой государственных и муниципальных образовательных учреждений в пределах государственных образовательных стандартов, реализующих их в объемах, адекватных образовательным потребностям населения Новосибирской области.

2. Не допускается отказ несовершеннолетним, получившим основное общее образование, в получении образования следующей ступени в том же образовательном учреждении.

 

Статья 14. Право детей на дополнительное образование


1. Ребенок имеет право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, родительской платы, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.

2. Для детей, проявивших особые способности и таланты, администрация области и органы местного самоуправления создают дополнительные условия для углубленного развития, организуют и проводят конкурсы, олимпиады, выставки, учреждают ежегодные премии, стипендии.

 

Статья 15. Дополнительные стипендии


Администрация Новосибирской области, органы местного самоуправления, юридические и физические лица могут устанавливать и выплачивать собственные стипендии для определенной категории обучающихся на условиях и в порядке, установленных действующим законодательством.

 

Статья 16. Право детей на труд (участие в общественно полезной деятельности)


1. Администрация Новосибирской области и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия, гарантирующие ребенку реализацию права на профессиональную подготовку, трудоустройство и личный заработок.

2. Дети с 14 лет вправе, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства, в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии.

3. Квотирование рабочих мест осуществляется для трудоустройства детей, ищущих работу. Размер квоты рабочих мест для детей и порядок ее установления определяются администрацией Новосибирской области и органами местного самоуправления.

4. Организациям, создающим рабочие места для работников в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе временные рабочие места на время летнего отдыха, законами Новосибирской области могут предоставляться налоговые льготы.

 

Статья 17. Обязанность службы занятости населения


Органы государственной службы занятости населения по Новосибирской области и их территориальные подразделения ежеквартально информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Новосибирской области и соответствующие комиссии при администрациях городов и районов области об имеющихся рабочих местах, пригодных для трудоустройства несовершеннолетних.

 

Статья 18. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними


1. Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя возможно только с согласия государственной инспекции труда Новосибирской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Новосибирской области или по решению суда.

2. При рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не вправе давать разрешение на расторжение трудового договора, если не решен вопрос о дальнейшей занятости несовершеннолетнего или о его постановке на учет как ищущего работу в органах государственной службы занятости населения или в иных органах, осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних.

3. Во всех случаях подачи несовершеннолетним работником заявления с просьбой об увольнении по собственному желанию работодатель обязан в трехдневный срок сообщить об этом в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Статья 19. Право детей на отдых, оздоровление и досуг


1. Администрация Новосибирской области, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению права детей на отдых, оздоровление и досуг, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на организацию отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей.

2. Каждый ребенок имеет право на отдых в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях и учреждениях семейного отдыха родителей с детьми.

3. В приоритетном порядке обеспечивается отдых, оздоровление, досуг детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из приемных, многодетных, неполных семей; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических, техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; а также детей других категорий, нуждающихся в особой заботе государства.

4. Порядок организации круглогодичного, в том числе летнего отдыха и оздоровления, определяется администрацией Новосибирской области.

5. Льготы на оплату путевок и стоимость проезда к месту отдыха и обратно предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.

 

Статья 20. Доступность посещения учреждений культуры


1. Государственные и муниципальные организации культуры, физической культуры и спорта в Новосибирской области при проведении платных мероприятий могут устанавливать льготы для детей из малообеспеченных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении. Порядок установления льгот указанными государственными организациями определяется администрацией Новосибирской области, а муниципальными организациями - органом местного самоуправления.

2. Не допускается использование не по назначению зданий, сооружений, оборудования и земельных участков учреждений культуры, молодежных и детских центров, подростковых клубов, оздоровительных лагерей, туристических баз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, а также необоснованное изъятие закрепленного за ними или арендуемого ими имущества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Статья 21. Защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию


1. Администрация Новосибирской области и органы местного самоуправления принимают социально-правовые меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

2. В целях обеспечения здоровья, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности несовершеннолетних, не достигших 16 лет, настоящим Законом устанавливаются следующие нормативы распространения печатной продукции (периодические печатные издания, фотоизделия), аудио-, кино- и видеопродукции, компьютерных программ и иной продукции:

а) распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, настольных, компьютерных игр допускается в специально отведенных местах, определенных в установленном порядке, при наличии соответствующих выходных данных: штриховой код, наименование и адрес предприятия-изготовителя, тираж, цена либо отметка "Свободная цена" и т.д.;

б) публичная демонстрация аудиовизуальных произведений допускается только при наличии прокатного удостоверения, выданного в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, и в обязательном порядке с указанием возрастной классификации аудиовизуальных произведений;

в) распространение настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей допускается только при наличии заключения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной), проводимой в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Запрещается продажа алкогольной продукции и табачных изделий в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном администрацией Новосибирской области.

4. Запрещается привлечение несовершеннолетних для участия в рекламных акциях табачных изделий, пива, алкогольной продукции.

 

Статья 22. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей


В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, охраны общественного порядка настоящий Закон устанавливает основные правила поведения в общественных местах:

а) детям в возрасте до 16 лет пребывание в кафе, на дискотеках и открытых танцевальных площадках разрешается до 22 часов, а в летнее время - до 24 часов;

б) дети в возрасте до 16 лет допускаются на просмотр кино-, видеофильмов, которые рекомендованы для данной возрастной категории;

в) детям в возрасте до 16 лет без сопровождения совершеннолетних лиц запрещается нахождение на улицах после 24 часов;

г) детям в возрасте до 18 лет запрещается употребление табачных изделий в общественных местах, в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Статья 23. Право детей на участие в общественных организациях


1. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие восьми лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

2. Участие детей в детских и молодежных общественных организациях является добровольным и определяется уставами этих организаций.
Деятельность указанных организаций не должна противоречить федеральному законодательству и законодательству Новосибирской области.

3. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

 

Статья 24. Право детей на охрану здоровья


В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, вакцинацию детей, направление по показаниям на обследование и лечение в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, осуществление контроля за бесплатной выдачей лекарств, приобретаемых по бесплатным и льготным рецептам, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, программой оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

 

Статья 25. Защита жилищных прав и интересов детей


Защита жилищных прав и интересов детей осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и областным законодательством.
В случае предоставления семье жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищных фондов по договору найма, учитываются интересы несовершеннолетних детей.

Защита жилищных прав и интересов детей при совершении сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, осуществляется органами опеки и попечительства.

 

Статья 26. Содействие в реализации и защите прав и законных интересов детей


1. Администрация Новосибирской области и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения консультационной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав.

2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

3. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по защите прав детей, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные действия юридических лиц, должностных лиц, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), ущемляющие или нарушающие права детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.

 

Глава 3.

Организационные основы защиты прав детей в Новосибирской области

 

Статья 27. Компетенция Новосибирского областного Совета депутатов


В компетенцию Новосибирского областного Совета депутатов в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей;

б) утверждение областных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей в Новосибирской области;

в) установление налоговых и иных льгот, стимулирующих развитие организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и интересов детей;

г) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 28. Компетенция администрации Новосибирской области


В компетенцию администрации Новосибирской области в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) реализация в области государственной политики в интересах детей, в том числе в сфере образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского отдыха;

б) реализация федеральных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей в Новосибирской области;

в) разработка и реализация областных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

г) участие в формировании социальной инфраструктуры для детей, развитие сети специальных учреждений, служб специального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями);

д) обеспечение развития благотворительной деятельности в пользу детей;
е) содействие в подготовке радио-, теле- и видеопрограмм и печатных изданий для детей;
ж) подготовка ежегодного доклада о положении детей и защите их прав, других информационно-аналитических материалов;

з) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 29. Компетенция органов местного самоуправления


В компетенцию органов местного самоуправления в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) принятие нормативных правовых актов в сфере защита прав и законных интересов детей;

б) формирование и реализация муниципальных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства;

в) создание в установленном порядке и обеспечение деятельности органов и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране, защите прав и законных интересов детей;

г) корректировка социальных норм для детей в сторону их повышения;

д) формирование местного бюджета в части установления расходов на соответствующие направления деятельности;

е) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4.

Заключительные положения

 

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона


Юридические лица, должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

 

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.