Заключение по вопросам
российского семейного законодательства
по состоянию на 1 ноября 2015 года

 

Вопрос 1. Существуют ли правила передачи детей на содержание в государственных учреждениях по заявлению биологических родителей (далее «родительские дети»): на какой предельный срок может быть подано такое заявление, как часто родители могут продлевать действие заявления, каковы обязанности родителей по посещению детей?

Вопрос 2. Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Вопрос 3. Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Вопрос 4. Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Вопрос 5. В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

Вопрос 6. Каковы практические шаги решения проблемы устройства в семью "родительских детей"? - советы кандидатам

 

Исходя из содержания российского семейного законодательства и практики его применения, сообщаю следующее:
 

Вопрос 1. Существуют ли правила передачи детей на содержание в государственных учреждениях по заявлению биологических родителей (далее «родительские дети»): на какой предельный срок может быть подано такое заявление, как часто родители могут продлевать действие заявления, каковы обязанности родителей по посещению детей?

На практике речь идет о детях, помещенных в государственную организацию для детей-сирот по заявлению родителей "в связи со сложной жизненной ситуацией". С 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено:

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения. Форма соглашения устанавливается Минобразования и науки РФ.

В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

В соответствии с п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации.
 

Вопрос 2. Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Да. В соответствии п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» органы опеки и попечительства по месту нахождения «родительского ребенка» не позднее месяца с момента поступления ребенка в госучреждение (по заявлению биологических родителей или иной причине) направляют информацию о нем региональному оператору для учета в региональном банке данных и одновременного направления информации о ребенке в федеральный банк данных.

Случаи отсутствия родительского попечения описаны в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, который гласит:

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения.

Однако с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, (как рассказано выше, он составляется руководителем организации для детей-сирот в случае неявки (оставлении) родителей ребенка по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении), ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с момента составления акта об оставлении ребенка сведения о ребенке должны быть переданы в банк данных, органы опеки должны начать поиски замещающей семьи.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору банка данных не освобождает органы опеки по месту нахождения ребенка от обязанности по устройству его на воспитание в замещающую семью (п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Умышленное или ненамеренное нарушение сотрудником органов опеки порядка и/или сроков предоставления оператору банка данных сведений о детях, лишенных родительского попечения, влечет административную ответственность согласно ст. 5.36 КоАП РФ.
 

Вопрос 3. Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Да - с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента у ребенка появляется статус на опеку или приемную семью.у «родительских детей» есть полный статус как минимум на опеку и приемную семью (кстати, именно поэтому сведения об этих детях должны быть переданы оператору банка данных – ведь закон специально оговаривает, что в банке данных могут находиться дети со статусом как на все, так и лишь на некоторые формы семейного устройства).

Важно отметить, что и до принятия акта об оставлении ребенка в организации для детей-сирот, ребенок может быть передан на семейные формы воспитания внутри организации,  например, в семейно-воспитательную группу.
 

Вопрос 4. Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Согласно п. 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;

  • неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

  • признаны судом недееспособными;

  • лишены судом родительских прав;

  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;

  • по причинам, признанным судом (по усыновлению) неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания;

  • если ребенок найден (подкинут) и его родители неизвестны, то ребенок может быть усыновлен при наличии акта, выданного органами внутренних дел или органов опеки и попечительства;

  • если ребенок оставлен в родильном доме или иной медицинской организации, то он может быть усыновлен при наличии акта администрации соответствующего учреждения.

    В отношении «родительских детей» могут быть применимы следующие основания:

    1. если родители прекратили посещения  ребенка и их местонахождение неизвестно - на основании решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими;

    2. на основании решения суда о лишении родительских прав (которое может быть принято с учетом акта об оставлении ребенка в организации);

    3. на основании акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, - если ребенок находится в медицинской организации для детей-сирот (согласно разъяснениям в Письме Минобразования и науки РФ от 21.08.2013 № ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» к медицинским организациям относятся дома ребенка).

    Что касается признания судом по усыновлению, что более шести месяцев родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительными причинам, на практике в таких случаях суды по усыновлению предпочитают идти по пути признания родителей безвестно отсутствующими. Однако, если в отношении ребенка был составлен акт об оставлении ребенка в организации, он может быть использован как подтверждение, что родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительным причинам в течение полугода после составления акта.

    В любом случае для получения ребенком статуса на усыновление решающую роль играет активность органов опеки по месту нахождения ребенка. Так, в регионах с высокими показателями усыновлений характерна активная позиция органов опеки по получению статуса на усыновление для детей, оказавшихся в государственном учреждении.
     

    Вопрос 5. В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

    Ответ на этот вопрос зависит от формы семейного устройства ребенка. При усыновлении ребенка его формальная связь с биосемьей прекращается, а усыновители имеют право прервать общение с биородственниками. Возврат ребенка возможен лишь при отмене усыновления. Однако, при опеке или приемной семье ситуация складывается иначе.

    Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его биородителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ). К неурегулированным отношениям, возникающим из договора о приемной семье (а вопрос о контактах ребенка с биосемьей относится именно к таким), применяются положения Семейного кодекса РФ об опеке (п. 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ), поэтому в общение воспитанника приемной семьи с кровными родственниками происходит по тем же правилам, что и ребенка под опекой, о которых рассказано выше.

    Биородители вправе потребовать возвращения ребенка в семью (в реальности это случается крайне редко), и если органы опеки посчитают, что биородители действительно готовы к воспитанию ребенка на постоянной основе, они вправе в одностороннем порядке освободить опекуна от выполнения своих обязанностей или расторгнуть договор о создании приемной семьи и вернуть ребенка биородителям.
     

    Вопрос 6. Каковы практические шаги решения проблемы устройства в семью "родительских детей"? - советы кандидатам.

    Наиболее эффективно обращение заинтересованных кандидатов в органы опеки по месту нахождения "родительского ребенка" с письменным заявлением сообщить сведения о ребенке, его статусе и состоянии здоровья. В заявление следует включить выдержки из настоящего заключения с привязкой к истории появления ребенка в данном учреждении. Как показывает опыт, нередко убеждение сотрудника органов опеки в том, что "родительские дети" не могут быть переданы на воспитание в семью, основаны не на особом толковании закона, а на незнании этого закона и попытке применить бытовые представления о "справедливости" к подобной ситуации. Заявление, включающие элементы объяснения и толкования закона, нередко помогают сотрудникам органов опеки расширить свои знания и изменить точку зрения в сторону соблюдения действующего законодательства.
     

    Таким образом, дети, проживающие долгое время и на постоянной основе в детском учреждении (по заявлению биородителей или без такового) и лишенные даже шанса обрести замещающую - опекунскую или приемную - семью (что, конечно, невозможно без передачи сведений о таких детях в банк данных) – это не столько трагедия конкретного ребенка или «заслуга» биородителей, а свидетельство несоблюдения органами опеки и попечительства базовых требований и положений семейного законодательства РФ в ущерб интересам самого ребенка, но в защиту «интересов» его биородителей.

     

    Ольга Митирева
    Юрист по семейному праву
    www.olgamitireva.org
    olgamitireva@gmail.com
     


     

    Об авторе заключения: Ольга Николаевна Митирева, практикующий юрист, живет и работает в г. Москве. В 1998 году закончила правовой факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО) с дипломом специалиста, в 2001 году - магистратуру права в Нью-Йоркском Университете. Юридической практикой занимается с 1998 года, по вопросам семейного устройства детей-сирот консультирует с 2005 года. Автор сайта бесплатной юридической помощи для приемных родителей www.adoptlaw.ru и правового портала для специалистов по семейному устройству www.namporadomoi.ru. Издатель книг о нарушении привязанности у детей-сирот на www.attach2me.ru. Регулярно ведет занятия в школах приемных родителей г. Москвы (Московской службы психологической помощи населению г. Москвы, Фонда «Дорога к дому», Центра социальной помощи "Планета семьи" и др.), консультирует программы по семейному устройству детей-сирот на телеканале "Подмосковье" и на "Радио России".