Закон Ивановской области

6 мая 1997 года № 9-ОЗ

 

О защите прав ребенка

 

 

Принят Законодательным собранием
24 апреля 1997 года
 
(в ред. Законов Ивановской области от 06.04.2001 №15-ОЗ, 30.12.2002 №102-ОЗ, с изм., внесенными Законом Ивановской области от 27.12.2001 №88-ОЗ).
 

 

Настоящий Закон устанавливает цели, принципы и основные положения политики по защите прав ребенка, созданию экономических, правовых, психолого-педагогических и организационных условий и гарантий реализации прав и законных интересов ребенка. Указанная деятельность является составной частью государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Закон исходит из особого значения для Ивановской области подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественной активности и творческой личности ребенка, воспитания у него патриотизма, гражданственности и высоких нравственных качеств.

 

Раздел I

Общие положения

 

Статья 1. Категория лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона

 

Ребенок (дети) - лицо (лица) до достижения совершеннолетия - возраста 18 лет, если действующим законодательством не установлено иное.

 

Статья 2. Право ребенка на защиту

 

Каждый ребенок, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья имеет право на защиту.

Ни один ребенок не может быть ограничен в правах в связи с деятельностью, политическими взглядами или убеждениями его родителей или лиц, их заменяющих.

 

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

 

Цель настоящего Закона - установление гарантий правовой и социальной защиты детей в Ивановской области. Задачами настоящего Закона являются:

  • создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, детском учреждении, социальной среде;

  • конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов, органов и должностных лиц местного самоуправления, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей;

  • определение источников ресурсов, направляемых на социальную поддержку детей, и форм участия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в их распределении.

Статья 4. Правовая основа настоящего Закона

 

Правовую основу настоящего Закона составляют:

Если федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о защите прав ребенка по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и Ивановской области, установлены правила и нормы более благоприятные для детей, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации.

Правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления в пределах своей компетенции, не должны нарушать права ребенка, установленные настоящим Законом.

 

Статья 5. Политика Ивановской области в отношении детей

 

Политика Ивановской области в отношении детей предусматривает:

  • первоочередное обеспечение интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности органами государственной власти и местного самоуправления Ивановской области, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;

  • принятие и первоочередное исполнение целевых программ по охране и защите детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей;

  • выделение из федерального бюджета (в случаях, установленных федеральным законодательством), областного и местных бюджетов в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" средств, необходимых для реализации целевых программ в отношении детей, отдельной строкой;

  • создание благоприятных правовых, социальных, экономических, экологических условий жизни детей в Ивановской области, обеспечивающих им уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного развития.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления поощряют создание благотворительных фондов, благотворительную и спонсорскую деятельность организаций, предприятий, граждан, направленную на оказание помощи детям, оказывают содействие общественным организациям, совместным и частным предприятиям, гражданам и их объединениям в создании детских учреждений.

 

Статья 6. Финансирование детских социальных программ

 

Финансирование социальных программ, реализующих политику в отношении детей, осуществляется по решению органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления, за счет средств бюджетов всех уровней и других не запрещенных законом источников.

Для реализации областных программ органы местного самоуправления вправе направлять дополнительные средства соответствующего местного бюджета.

Расходы на детские и социальные программы в ведомственной структуре бюджетов (в том числе и на целевые программы) выделяются в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации".

 

Статья 7. Лица и организации, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка

 

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями либо представителями по договору.

Функции правовой защиты ребенка выполняют в пределах своей компетенции органы государственной и судебной власти, органы местного самоуправления, другие органы, организации, учреждения и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях о которых предусмотрены функции по защите прав детей.

Должностные лица организаций, учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания (нахождения) детей.

Организации и граждане, которым стало известно о фактах жестокого обращения с детьми, обстоятельствах, угрожающих их жизни и здоровью, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав ребенка.

В случаях, предусмотренных законодательством, ребенок может сам осуществлять право на защиту.

 

Раздел II

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка

 

Глава I. Защита личных прав ребенка

 

Статья 8. Право на жизнь и воспитание в семье

 

Каждый ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье.

Воспитание в семье признается приоритетным, отвечающим интересам ребенка и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста оказывает сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольными образовательными учреждениями и родителями (законными представителями) регулируются договором, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности), не может превышать 20%, а с родителей, имеющих трех и более детей, не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. С родителей (законных представителей), имеющих детей с нарушением в физическом или психическом развитии, находящихся в туберкулезных дошкольных учреждениях, плата за содержание не взимается. Остальные затраты в пределах установленных нормативов возмещаются за счет средств местного бюджета, а также средств предприятий, организаций, учреждений, на балансе которых находятся дошкольные учреждения.

Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей (законных представителей), право на общение с родственниками, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.

При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ивановской области.

 

Статья 9. Право на образование

 

Каждый ребенок имеет право на образование. Детям гарантируется получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня получается впервые.

По согласию родителей (законных представителей) и соответствующего структурного подразделения органа местного самоуправления обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

В исключительных случаях за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения по решению органа образовательного учреждения могут быть отчислены дети, достигшие 14-летнего возраста.

Получение основного общего, дополнительного и всех видов профессионального образования гарантируется системой государственных образовательных учреждений, реализующих его в объемах, адекватных образовательным потребностям населения. Негосударственные образовательные учреждения удовлетворяют спрос на договорной основе. Расходы на образование детей в частных образовательных, а также иных учреждениях компенсируются в пределах установленного стандарта в порядке, определенном администрацией Ивановской области.

Качество образовательных услуг в негосударственных образовательных учреждениях контролируется по результатам итоговой аттестации, независимой от органов управления образования, государственной комиссией, формируемой областными органами исполнительной власти с обязательным участием представителей органов образования и родителей.

Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами и способностями. Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, средств родителей и иных не запрещенных законом источников.

Перепрофилирование образовательных учреждений под учреждения несоциальной сферы, а также их передача в частную собственность запрещается.

Возвращение необоснованно переданных другим организациям зданий, сооружений, предназначенных для размещения учреждений социальной сферы, обеспечивается комитетами по управлению имуществом.

 

Статья 10. Право на охрану жизни и здоровья

 

Детям гарантируется обеспечение здорового образа жизни, экологическая защита. Медицинское обеспечение детей, начиная с внутриутробного периода их развития, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в соответствии с программами обязательных видов медицинской помощи.

Условия содержания, обучения и воспитания детей должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. За нарушение этих правил органы местного самоуправления, администрация детских лечебных и образовательных учреждений, родители (лица, их заменяющие) несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Не допускается взимание платы за оказание медицинской помощи детям в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Срочная медицинская помощь оказывается бесплатно всеми медицинскими учреждениями Ивановской области.

Лекарства для амбулаторного лечения детей в возрасте до 3 лет, из многодетных семей - до 6 лет, а также детей-инвалидов отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Молочные продукты детского питания для детей первого - второго года жизни отпускаются родителям через молочные кухни бесплатно.

Питание для учащихся общеобразовательных учреждений обеспечивается в соответствии с нормативами, устанавливаемыми федеральными органами. Дополнительное бесплатное питание может осуществляться за счет средств областного и местных бюджетов.

Для физического развития детей регулярно проводятся занятия физкультурой в детских дошкольных и учебно-воспитательных учреждениях всех типов; создается сеть детско-юношеских спортивных школ, клубов и других детских учреждений. Детям обеспечивается льготное или бесплатное пользование данными объектами в удобное для них время.

 

Статья 11. Право на труд

 

Несовершеннолетние имеют право на профессиональную подготовку, трудоустройство и личный заработок.

Дети до 14-летнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не приносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка.

С 14-летнего возраста подростки имеют право на получение профессии. Это право обеспечивают органы местного самоуправления, органы образования, службы занятости, комитеты (отделы) по делам молодежи, организуя систему учреждений первичной трудовой (профессиональной) подготовки. Средства на содержание данной системы учреждений формируются из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Подросткам, имеющим документ о профессиональной подготовке, гарантируется право на получение первого рабочего места.

Центры занятости населения, комитеты (отделы) по делам молодежи содействуют трудоустройству подростков. Для несовершеннолетних предусматривается квотирование рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.

Управление по труду и социальным вопросам администрации области совместно с областным центром занятости населения вносят предложения по установлению организациям и предприятиям всех форм собственности квот для приема на работу особо нуждающихся в социальной защите несовершеннолетних, дают обоснование для предоставления льгот и компенсаций организациям, предприятиям, осуществляющим квотирование рабочих мест в счет квоты, установленной Главой администрации области.

Учреждения, предприятия и организации всех форм собственности при наличии соответствующих договоров (соглашений) обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлениям центров занятости населения. Увольнение несовершеннолетних, расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

Организация труда несовершеннолетних должна производиться в точном соответствии с требованиями трудового законодательства. Привлечение несовершеннолетних к труду, связанному с вредными или опасными условиями производства, на подземных работах, поднятием тяжести сверх установленных норм, ночными и сверхурочными сменами, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию, не допускается.

Не разрешается привлечение учащихся во время учебного года к работам, не связанным с учебным процессом. Привлечение учащихся к труду во время школьных каникул разрешается только с согласия родителей и самих учащихся.

 

Статья 12. Право на отдых и досуг

 

Учебный процесс в образовательных учреждениях должен гармонично сочетаться с периодами отдыха. Исполнительные органы государственной власти Ивановской области и органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают оздоровительные программы для детей и реализуют их за счет средств фонда социального страхования, бюджетов всех уровней, средств родителей и иных не запрещенных законом источников.

Работникам моложе 18 лет устанавливается сокращенный рабочий день и предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня в любое удобное для них время года.

Для детей, проявивших особые способности и таланты в сфере культуры и искусства, могут формироваться специальные программы поддержки юных талантов с целевым финансированием из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Детям с ограниченными физическими возможностями, детям-сиротам, детям из многодетных семей выделяются дополнительные средства на приобщение к культурным ценностям.

Органы местного самоуправления организуют досуг детей по месту жительства. Ликвидация и перепрофилирование помещений, предназначенных для этой работы, не допускаются.

 

Статья 13. Право на свободное выражение своих взглядов

 

Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды, имеет право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Ребенку представляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через законного представителя в порядке, предусмотренном нормами процессуального законодательства.

 

Статья 14. Право на сохранение своей индивидуальности

 

Каждый ребенок имеет право на гражданство, имя, индивидуализацию личности (внешнего облика) и личностную неприкосновенность, определение и указание своей национальной принадлежности, пола, возраста. Для детей, рождение которых не было зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности устанавливаются органами опеки и попечительства или в судебном порядке.

 

Статья 15. Право на защиту чести, достоинства и неприкосновенности

 

Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности.

Ребенок и / или группа детей не могут быть подвергнуты пыткам, насилию или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, медицинским, научным или иным опытам. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут установленную действующим законодательством и настоящим Законом ответственность.

В образовательных учреждениях дисциплина и порядок поддерживаются мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка. Посягательство на честь и достоинство ребенка лицом, обязанным по роду своей деятельности осуществлять его обучение и воспитание, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Задержание, арест, содержание под стражей несовершеннолетних применяются как исключительная мера в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, или в установленном порядке в суд.

 

Статья 16. Право на свободу вероисповедания

 

Ребенок имеет право на свободу вероисповедания и защиту данного права от препятствия к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов.

Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия или факультативы религиозного содержания. Религиозные образовательные учреждения не имеют права оказывать психологическое, физическое, моральное воздействие на своих учеников, изъявивших желание оставить в них учебу и / или препятствовать осуществлению данного права.

Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих) не разрешается.

 

Статья 17. Право на участие в общественных организациях

 

Ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях (объединениях). Органы местного самоуправления, благотворительные общества содействуют деятельности общественных организаций (объединений), оказывающих содействие развитию личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщению к участию в культурной, спортивной жизни, организации досуга.

Участие ребенка в детских и юношеских общественных организациях является добровольным и определяется их уставами, утвержденными в установленном порядке.

Деятельность указанных организаций не должна противоречить закону, общественной безопасности и порядку, охране здоровья и нравственности, правам и свободам других лиц.

 

Глава II. Защита имущественных прав и интересов ребенка

 

Статья 18. Право на содержание

 

Родители (законные представители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае невозможности получения содержания от своих родителей (законных представителей) несовершеннолетние дети имеют право на получение в судебном порядке алиментов от других членов семьи (дедушка, бабушка, совершеннолетние братья и сестры).

Лицо, обязанное содержать ребенка, вправе заключить соглашение о размере алиментов и порядке их уплаты. При отсутствии такого соглашения взыскание алиментов на несовершеннолетних детей производится в судебном порядке.

При непредъявлении лицом, осуществляющим воспитание и содержание ребенка, иска о взыскании алиментов, если это ущемляет интересы ребенка, органы опеки и попечительства обязаны предъявить иск в суд по собственной инициативе.

Взыскание алиментов в размере, установленном соглашением сторон или решением суда, а также задолженности по алиментам производится из заработной платы или иного дохода плательщика.

При недостаточности заработка или иного дохода алименты удерживаются из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также денежных средств, вложенных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае уклонения родителей от обязанности по содержанию своих детей суд вправе на основании заявления заинтересованных лиц или органов опеки и попечительства, прокурора объявить розыск и привлечь таких родителей к ответственности.

В период розыска родителей, а также в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19. Право на долю имущества семьи

 

Дети не имеют права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

При безвозмездной передаче в собственность семьи государственного или муниципального имущества (в том числе жилого помещения) ребенку независимо от возраста гарантируется право на долю в передаваемом (приватизируемом) имуществе.

Ребенок вправе участвовать в имущественных и иных связанных с ними отношениях только в случаях и порядке, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае злоупотребления родителями (законными представителями) полномочиями по управлению недвижимым и движимым имуществом, принадлежащим ребенку на праве собственности, органы опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав по управлению указанным имуществом и передаче этого имущества в доверительное управление.

При отказе родителей (законных представителей) признать за ребенком право собственности на долю в имуществе семьи, ребенок может обратиться за защитой своих имущественных прав и охраняемых законом интересов в органы опеки и попечительства либо в суд.

Споры об определении доли ребенка в общем имуществе семьи и ее выделе рассматриваются в судебном порядке с обязательным привлечением органов опеки и попечительства.

 

Статья 20. Право на социальную поддержку

 

Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности, установленный законодательством Российской Федерации и соответственно Ивановской области.

Социальная помощь детям оказывается в виде:

  • выплаты единовременных и ежемесячных пособий на их содержание;

  • выплаты компенсационных сумм;

  • предоставления льгот и преимуществ семьям, имеющим детей.

Компенсационные выплаты семьям, имеющим детей, должны расходоваться строго по целевому назначению и не могут привлекаться для взаимных зачетов задолженности бюджетов и учреждений, а также предприятий и организаций всех форм собственности.

Органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов и исходя из социально-экономических условий могут устанавливать дополнительные виды помощи и поддержки отдельным категориям детей.

Социальная поддержка оказывается в приоритетном порядке детям из малоимущих семей, детям, лишившимся родительского попечения и переданным на воспитание в приемную семью, детям граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, а также семьям, имеющим детей-инвалидов.

Дети в случае инвалидности, потери родителей имеют право на государственное социальное обеспечение.

Все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту фактического проживания детей и используются только на обеспечение потребностей ребенка. Пособия на детей выплачиваются одному из родителей (лицу, его заменяющему).

При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание родители (лица, их заменяющие) утрачивают право на получение пособия, иные выплаты и льготы на детей, за исключением случаев, когда по действующему законодательству родители детей, помещенных в детские учреждения, сохраняют право на получение части пенсии. Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, в полном размере.

Средства, выделяемые на содержание детей в приемной семье, определяются договором между органами опеки и попечительства и приемными родителями и не должны быть ниже установленных расходов на содержание детей в учреждениях социальной защиты, воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях.

Детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских учреждениях, пенсии по случаю потери кормильца и алименты перечисляются на счет по вкладу на имя ребенка в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 21. Жилищные права

 

Защита жилищных прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области.

Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на жилое помещение, находящееся в пользовании родителей (усыновителей) по договорам найма (поднайма), аренды (субаренды). Это право сохраняется за ним в случае обмена или раздела жилого помещения.

Для вселения несовершеннолетних детей на жилую площадь, на которой проживают его родители, не требуется согласия других членов семьи.

В случае предоставления семье, вновь получающей жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма, учитываются несовершеннолетние дети, а также не родившийся, но зачатый ребенок, начиная с 22-недельного срока беременности матери.

Несовершеннолетние дети, проживающие с родителями (усыновителями), другими лицами и являющиеся членами их семьи либо бывшими членами семьи, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями имеют право стать участниками приватизации занимаемого помещения в общую совместную или общую долевую собственность.

Отказ включить несовершеннолетнего ребенка в приватизационные документы или приватизация в общую долевую собственность с определением ребенку меньшей доли по сравнению с другими членами семьи, а также распоряжение долей, принадлежащей ребенку, могут быть осуществлены родителями (усыновителями) ребенка, а также их опекунами (попечителями) только при наличии разрешения органов опеки и попечительства.

Для жилых помещений, приобретаемых семьей в собственность за счет частичной оплаты жилья (получения жилищных субсидий) из средств предприятий, организаций или местного бюджета, устанавливается правовой режим общей долевой собственности, в части, оплаченной в виде субсидий из средств бюджетов, каждого члена семьи, включая детей.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

По решению суда лица, лишенные родительских прав, могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения, если их совместное проживание с детьми признано невозможным.

 

Статья 22. Наследственные права

 

Несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), а также ребенок умершего, родившийся после смерти, обладают правом наследования в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Отказ от принятия наследства, если это соответствует интересам ребенка, возможен только после получения законными представителями предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

 

Глава III.  Защита прав и интересов ребенка с ограниченными возможностями развития

 

Статья 23. Социальная поддержка и правовая защита детей с ограниченными возможностями

 

Детям с ограниченными возможностями развития предоставляются гарантии в соответствии с федеральным законодательством. Они вправе реализовать свои личные права с помощью и при поддержке органов, учреждений и организаций, в функции которых входит защита детства.

В ежегодной программе, основанной на мониторинге проблем детства, утверждаемой Главой администрации области, устанавливаются объем расходов на цели социальной поддержки, источники финансирования и исполнители.

Право ребенка с ограниченными возможностями на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной подготовке и социальной адаптации охраняется законом.

 

Статья 24. Право ребенка-инвалида на социальную поддержку

 

Дети-инвалиды обладают правами, установленными действующим законодательством и настоящим Законом. Им гарантируется социальная поддержка и интеграция в общество.

Воспитание в семье ребенка-инвалида признается общественно полезным трудом и оплачивается одному из родителей (лицам, их заменяющим) в размере не ниже минимальной заработной платы за счет средств областного бюджета.

Инвалидам с детства до 16-летнего возраста жизненно необходимые лекарства по рецепту врачей отпускаются бесплатно. Дети данной категории обеспечиваются местами в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первую очередь.

Дети-инвалиды имеют право на получение общего и профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации.

Право детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом или психическом развитии на участие в оплачиваемой трудовой деятельности обеспечивается созданием исполнительными органами государственной власти Ивановской области и органами местного самоуправления сети производств при интернатах, профессионально-технических училищах, развитием надомного труда и привлечением данной категории детей к трудовой деятельности, с учетом состояния их здоровья и возраста.

Органы местного самоуправления принимают меры по обеспечению трудоустройства детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом или психическом развитии по окончании школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений по месту жительства родителей (законных представителей) или по месту закрепления жилой площади.

 

Статья 25. Права детей с физическими и психическими недостатками

 

Дети с физическими и психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и реабилитации данной категории детей областные управления социальной защиты населения, образования и здравоохранения создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, обеспечивающие детям адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.

Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с физическими и психическими недостатками льготы в форме дополнительного педагогического, психологического и медицинского обслуживания, направленного на коррекцию отклонений личностного развития, вправе создавать реабилитационные центры для профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с физическими и психическими недостатками.

 

Статья 26. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", соответствующим Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области", иным действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

 

Статья 27. Права детей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах

 

Дети, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах в связи с политическими, экономическими и экологическими процессами (беженцы и вынужденные переселенцы), а также временно утратившие семейные родственные связи и не находящиеся в детских учреждениях (безнадзорные), находятся под защитой государства.

Дети-беженцы и вынужденные переселенцы поступают в местах своего фактического проживания в ведение миграционной службы.

Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством.

Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинском учреждении и на дому.

Дети, утратившие семейные, родственные и другие связи, отказавшиеся жить в семье, оставшиеся без попечения, постоянного места проживания и средств к существованию либо подвергшиеся любым формам физического или психического насилия, могут быть помещены в социально-реабилитационный центр (приют), где им предоставляется место временного проживания до решения вопроса о возвращении в семью.

При невозможности возвращения в семью данная категория детей имеет право на незамедлительное устройство в учреждения интернатного или лечебно-профилактического типа на полное государственное обеспечение.

 

Статья 28. Права несовершеннолетних правонарушителей

 

Несовершеннолетние за совершение противоправных действий (с учетом возраста, психического развития) привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет по решению комиссии по делам несовершеннолетних может быть направлен в специализированную школу для детей, нуждающихся в дополнительных мерах воспитания за совершение противоправных деяний, до достижения возраста привлечения к ответственности.

С 14-летнего возраста подросток может быть помещен в специализированное профессиональное училище закрытого типа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение производится по решению суда. При вынесении решения присутствие прокурора обязательно.

В случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно опасного деяния и необходимости в связи с этим его немедленной изоляции, он может быть помещен в центр временной изоляции несовершеннолетних - правонарушителей в соответствии с действующим законодательством.

Несовершеннолетний в соответствии с федеральным законодательством подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При производстве по уголовному делу участие защитника обязательно.

 

Раздел III 

Представительство и защита прав и охраняемых законом интересов ребенка

 

Статья 29. Законные представители ребенка

 

Законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет, являются их родители, усыновители, опекуны.

Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются родителями, усыновителями или попечителями, за исключением случаев, когда действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами Ивановской области, а также настоящим Законом не предусмотрено иное.

Представительство и защита интересов детей, находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации администрацией данных учреждений.

При отсутствии у ребенка родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, исполнение обязанностей опекуна или попечителя, в том числе представительство и защита прав и охраняемых законом интересов ребенка временно возлагается на органы опеки и попечительства.

 

Статья 30. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства

 

В соответствии с Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, администрации городов, районов (районов в городах), а также создаваемые ими в пределах компетенции специализированные отделы (службы) по опеке и попечительству.

Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации и настоящим Законом.

Примерное положение об органах опеки и попечительства в Ивановской области разрабатывается и утверждается администрацией Ивановской области.

Органы опеки и попечительства:

  • выявляют и обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья, государственное или муниципальное детское учреждение), защищают права и представляют интересы этих детей в судебных, административных и иных органах;

  • беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;

  • производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;

  • рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;

  • направляют материалы о привлечении к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в комиссию по делам несовершеннолетних либо обращаются в суд;

  • обеспечивают исполнение решения комиссии по делам несовершеннолетних, совместно с судебным исполнителем оказывают содействие исполнению решения суда по спорам, связанным с воспитанием детей;

  • взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений;

  • оказывают информационную, консультационно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов детей;

  • осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в учреждениях государственного воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекуна (попечителей), приемных родителей (в семейных детских домах);

  • дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих нотариальному удостоверению, отказа от принадлежащих ребенку прав (при наследовании, приватизации квартиры, получении алиментов и иных установленных законом случаях), совершения раздела и отчуждения имущества (в том числе приватизированной квартиры) любыми предусмотренными законом способами, обмена жилых помещений.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

 

Статья 31. Защита прав и охраняемых законом интересов детей судами

 

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с законодательством Российской Федерации о подведомственности и подсудности.

Дела о лишении родительских прав, о признании усыновления недействительным, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием прокурора.

Суд (судья) может признать обязательным участие прокурора по делам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка.

 

Статья 32. Защита прав и охраняемых законом интересов детей прокуратурой

 

Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами и лицами без гражданства осуществляется прокуратурой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка.

Прокурор принимает участие в рассмотрении дела в суде, если его участие обязательно по действующему законодательству либо если суд (судья) при рассмотрении конкретного дела признал участие прокурора обязательным.

 

Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом

 

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка при совершении государственными и частными нотариусами Ивановской области нотариальных действий от имени государства обеспечивается в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Сделки по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности ребенку, а также сделки, направленные на отказ от принадлежащих ребенку прав, удостоверяются нотариусом после представления письменного разрешения органов опеки и попечительства.

Письменное разрешение органов опеки и попечительства требуется также для совершения сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают или сохранили право на пользование жильем несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения, и в других случаях, предусмотренных законом.

При обнаружении нотариусом нарушения имущественных прав и интересов детей он отказывает в совершении нотариальных действий и обязан сообщить о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка либо прокурору.

 

Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами записи актов гражданского состояния

 

Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется органами записи актов гражданского состояния при регистрации ребенка, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемене имени, фамилии и в других случаях, предусмотренных гражданским, семейным законодательством и законодательством об актах гражданского состояния.

 

Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации комиссии по делам несовершеннолетних действуют при Главе администрации области, при главах муниципальных образований, а также могут быть созданы при главах местного самоуправления поселков, сельсоветов, расположенных на значительном удалении от районных центров, и являются постоянно действующими органами.

Комиссии по делам несовершеннолетних оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений

Комиссии по делам несовершеннолетних:

  • обеспечивают взаимодействие органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, контроль за их деятельностью в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством;

  • осуществляют контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в органах и учреждениях государственной системы профилактики;

  • рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних и применяют к ним и их родителям (лицам, их заменяющим) меры воздействия, предусмотренные законом;

  • осуществляют личный прием несовершеннолетних, родителей (лиц, их заменяющих), обратившихся с заявлением или жалобой, и принимают по ним решения;

  • контролируют отчисление и перевод учащихся по инициативе образовательного учреждения;

  • возбуждают в судах иски (дела), связанные с защитой прав и законных интересов детей;

  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ивановской области.

Статья 36. Защита прав и интересов ребенка органами по вопросам семьи и детства

 

Органы по вопросам семьи и детства на территории Ивановской области функционируют в составе органов социальной защиты населения.

Органы по вопросам семьи и детства:

  • участвуют в разработке и осуществлении единой политики в сфере социальной защиты детей;

  • разрабатывают, реализуют и контролируют в пределах своей компетенции исполнение областных межведомственных программ в интересах семьи и детей, в том числе для оказания социально-правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • формируют и развивают сеть областных учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей;

  • оказывают организационно-методическую помощь соответствующим структурам органов местного самоуправления;

  • участвуют в работе областной комиссии по делам несовершеннолетних;

  • содействуют обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних при принятии нормативных правовых актов областного уровня и правовых актов муниципального уровня.

Для оказания помощи по защите детей исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления могут создаваться социальные учреждения (реабилитационные центры, социально-психологические службы, социальные приюты и другие), которые:

  • осуществляют непосредственную помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях и нуждающимся в поддержке;

  • способствуют ликвидации конфликтов в семье и учебно-воспитательных учреждениях;

  • содействуют обеспечению прав и законных интересов детей и подростков, поддерживают защиту их прав в суде;

  • оказывают информационную, консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления поощряется создание благотворительных фондов, благотворительная спонсорная деятельность любых организаций, предприятий и граждан, оказывается содействие общественным и иным организациям, совместным и частным предприятиям, гражданам и их объединениям в создании детских учреждений и обеспечивается им льготное налогообложение.

 

Статья 37. Защита прав и интересов ребенка органами внутренних дел

 

В структуре органов внутренних дел осуществляют свои функции по защите прав и законных интересов ребенка подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые в соответствии с действующим российским законодательством:

  • проводят общие и индивидуальные профилактические мероприятия по пресечению в установленном законом порядке противоправного поведения несовершеннолетних;

  • предупреждают административные, иные правонарушения, преступления несовершеннолетних, участвуют в их раскрытии в процессе проведения предупредительно-профилактических мероприятий и милицейских форм работы;

  • рассматривают заявления и сообщения о противоправных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, и принимают по ним решения в соответствии с законом;

  • проводят профилактическую работу и принимают установленные законом меры воздействия к родителям и лицам, их заменяющим, если они не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствуют совершению ими правонарушений;

  • взаимодействуют с учебными заведениями, молодежными организациями, коллективами предприятий, организаций, учреждений и различными общественными объединениями по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Статья 38. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями

 

Общественные объединения могут осуществлять защиту прав ребенка, обратившегося к ним за помощью, или по просьбе его родителей выступать в качестве полномочных представителей в административных и судебных органах, если это предусмотрено уставом или положением, на основании которого действует данное общественное объединение.

Представители молодежных и детских объединений могут участвовать при обсуждении и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

 

Статья 38(1). Защита прав и законных интересов детей Уполномоченным (комиссаром) по правам ребенка

 

1. Для защиты прав и законных интересов детей на территории Ивановской области Законодательным Собранием Ивановской области назначается Уполномоченный (комиссар) по правам ребенка Ивановской области, работающий на общественных началах, на срок полномочий Законодательного Собрания Ивановской области очередного созыва.

2. Уполномоченный (комиссар) по правам ребенка руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, нормами и принципами международного права, федеральными законами, законами Ивановской области и иными нормативными правовыми актами по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.

3. Права, обязанности, методы работы Уполномоченного (комиссара) по правам ребенка определяются Положением об Уполномоченном (комиссаре) по правам ребенка Ивановской области, утверждаемым соответствующим указом Главы администрации Ивановской области.

 

Статья 39. Гарантии защиты общепризнанных прав и интересов ребенка

 

Неперечисленные в настоящем Законе права ребенка не могут служить основанием для отрицания или умаления иных общепризнанных прав и интересов ребенка.

 

Раздел IV

Гарантии исполнения настоящего Закона

 

Статья 40. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

 

Должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, граждане и лица без гражданства несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и организаций, гражданами и лицами без гражданства настоящего Закона, если ответственность не установлена законодательством Российской Федерации и Ивановской области особо, влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере:

  • от 0,1 до 2 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законодательством на день совершения правонарушения, налагаемого комиссией по делам несовершеннолетних с соблюдением правил административно-процессуального производства;

  • от 2 до 20 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законодательством на день совершения правонарушения, налагаемого в судебном порядке.

Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения вреда, причиненного здоровью, чести и достоинству, имуществу ребенка, компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Настоящая статья действует до вступления в силу федерального закона, устанавливающего административную ответственность за соответствующие правонарушения.

 

Раздел V

Заключительные положения

 

Статья 41. Особенности действия настоящего Закона

 

Статья 40 вступает в силу через 14 дней после официального опубликования настоящего Закона. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. Уставы образовательных учреждений в течение одного месяца со дня официального опубликования настоящего Закона приводятся в соответствие с ним.

 

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования. После вступления в силу федерального закона об основах государственной политики по защите прав ребенка настоящий Закон при необходимости приводится в соответствие с федеральным.