Принят Архангельским областным
Собранием депутатов
(Постановление от 29 октября 2008 года № 1945)

Архангельская область
Областной закон
29 октября 2008 года № 578-30-ОЗ

Об организмации и осуществлении деятельности
по опеке и попечительству в Архангельской области

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Архангельской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области, в том числе определяет полномочия органов государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области и полномочия органов опеки и попечительства в Архангельской области (далее - органы опеки и попечительства).
 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются понятия в значениях, определенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"), Семейным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
 

Статья 3. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области

Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Архангельской области, настоящий закон, иные областные законы и другие нормативные правовые акты Архангельской области.
 

Глава II. Полномочия органов государственной власти Архангельской области
в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области.
Права органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и
городских округов Архангельской области по участию в осуществлении
деятельности по опеке и попечительству

Статья 4. Полномочия Архангельского областного Собрания депутатов в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области

Архангельское областное Собрание депутатов осуществляет следующие полномочия в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области:

1) принимает областные законы, регулирующие отношения по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области, осуществляет контроль за их исполнением;

2) при принятии областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждает размеры финансирования расходов на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

3) определяет нормативную численность государственных гражданских служащих Архангельской области или муниципальных служащих муниципальных образований Архангельской области органов опеки и попечительства, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Архангельской области (далее - служащие органов опеки и попечительства);

4) осуществляет иные полномочия в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 5. Полномочия администрации Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области

Администрация Архангельской области в пределах своих полномочий:

1) обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими;

2) принимает постановления, регулирующие отношения по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

3) определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

4) координирует деятельность уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

5) осуществляет иные полномочия в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 6. Полномочия уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области

1. Уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области являются:

1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования - в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения Архангельской области - в отношении недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими.

2. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в реализации единой государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими;

2) принимают участие в разработке проектов областных законов, проектов постановлений администрации Архангельской области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

3) контролируют осуществление деятельности по опеке и попечительству, в том числе осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в случае наделения органов местного самоуправления областным законом такими государственными полномочиями;

4) организуют правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности органов опеки и попечительства;

5) организуют обучение и повышение квалификации служащих органов опеки и попечительства;

6) рассматривают жалобы на действия (бездействие) органов опеки и попечительства и иные обращения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области;

7) осуществляют иные полномочия в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 7. Права органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области по участию в осуществлении деятельности по опеке и попечительству

1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

2. Финансирование расходов органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области по участию в осуществлении деятельности по опеке и попечительству осуществляется за счет средств местных бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

3. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области в целях участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству вправе:

1) проводить работу по защите прав ребенка, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей;

2) содействовать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в получении общего и профессионального образования;

3) оказывать помощь органам опеки и попечительства в подборе кандидатур опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и усыновителей;

4) осуществлять подготовку кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели и усыновители;

5) осуществлять профессиональное сопровождение замещающих семей;

6) в пределах своих полномочий обеспечивать медицинское обслуживание, диспансеризацию, медицинские осмотры в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж;

7) содействовать организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведению образовательных, культурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) информировать органы опеки и попечительства о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими;

9) обеспечивать временное пребывание детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса об их устройстве;

10) обеспечивать организацию постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) способствовать развитию службы профессиональной опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами;

12) организовывать временное проживание совершеннолетних граждан, над которыми установлены опека и попечительство, в медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации;

13) осуществлять иные права, связанные с участием в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Архангельской области вправе создавать учреждения для реализации прав, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
 

Глава III. Полномочия органов опеки и попечительства в Архангельской области

Статья 8. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются территориальные органы уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области, осуществляющих полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, или органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, наделенные в соответствии с областным законом от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" отдельными государственными полномочиями Архангельской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

2. Нормативная численность служащих органов опеки и попечительства определяется из расчета:

1) по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами:

    • одна штатная единица на две тысячи детей, проживающих на территории городского округа Архангельской области, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • одна штатная единица на полторы тысячи детей, проживающих на территории муниципального района Архангельской области, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • одна штатная единица на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории деятельности органа опеки и попечительства, за исключением помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • количество служащих органа опеки и попечительства должно быть не менее трех штатных единиц, за исключением органа опеки и попечительства, осуществляющего полномочия на территории городского округа "Новая Земля";

2) по опеке и попечительству над недееспособными гражданами, гражданами, ограниченными судом в дееспособности, совершеннолетними дееспособными гражданами, по состоянию здоровья не способными самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, гражданами, признанными безвестно отсутствующими, - одна штатная единица на 15 тысяч совершеннолетних граждан, проживающих на территории деятельности органа опеки и попечительства, но не менее одной штатной единицы, за исключением органа опеки и попечительства, осуществляющего полномочия на территории городского округа "Новая Земля".

Нормативная численность служащих органа опеки и попечительства, осуществляющего полномочия на территории городского округа "Новая Земля", над несовершеннолетними гражданами, над недееспособными гражданами, гражданами, ограниченными судом в дееспособности, совершеннолетними дееспособными гражданами, по состоянию здоровья не способными самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, гражданами, признанными безвестно отсутствующими, не может составлять менее одной штатной единицы.
 

Статья 9. Задачи органов опеки и попечительства

Задачами органов опеки и попечительства являются:

1) реализация в Архангельской области единой государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими;

2) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

3) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

4) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) профилактика социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

Статья 10. Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних граждан

1. Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетних граждан:

1) дают согласие на установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав;

2) разрешают разногласия между родителями при отсутствии соглашения между ними относительно имени и (или) фамилии ребенка;

3) исходя из интересов ребенка разрешают по совместной просьбе родителей изменить имя ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя;

4) в случае, если родители проживают раздельно, разрешают родителю, с которым проживает ребенок, присвоить ребенку свою фамилию, в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, - без учета мнения родителя;

5) исходя из интересов ребенка разрешают изменить фамилию ребенка на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с просьбой об изменении фамилии ребенка, если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено;

6) разрешают разногласия между несовершеннолетними родителями и опекуном ребенка несовершеннолетних родителей, назначенным ребенку до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет;

7) устанавливают наличие противоречий между интересами родителей и детей; назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

8) разрешают разногласия между родителями ребенка по вопросам, касающимся воспитания и образования ребенка;

9) участвуют при рассмотрении споров, связанных с воспитанием ребенка, в судебном порядке независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка; проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;

10) обязывают родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления возможности этого общения;

11) обращаются в суд с иском об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком, если родители (один из них) не подчиняются (не подчиняется) решению органа опеки и попечительства;

12) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

13) допускают контакты с ребенком родителей, родительские права которых ограничены судом, если это не оказывает на ребенка вредного влияния;

14) предъявляют иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд;

15) предъявляют иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов, если предусмотренные условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку существенно нарушают его интересы;

16) предъявляют иски о признании брака недействительным, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;

17) участвуют при рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным;

18) дают согласие на заключение трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;

19) дают согласие на заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;

20) предъявляют иски об ограничении или лишении несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний гражданин приобрел дееспособность в полном объеме;

21) решают вопрос об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация) с согласия обоих родителей или законных представителей;

22) принимают решение о психиатрическом освидетельствовании, а также о проведении профилактического осмотра несовершеннолетних граждан в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иных законных представителей;

23) принимают решение о помещении несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 15 лет в психиатрический стационар в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иных законных представителей;

24) на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра принимают решение о помещении в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 18 лет;

25) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

2. Органы опеки и попечительства с целью профилактики социального сиротства осуществляют следующие полномочия:

1) своевременно выявляют ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

2) организуют профилактическую и реабилитационную работу с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

3) организуют работу по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения;

4) организуют информационно-просветительскую и коррекционную работу с родителями и иными законными представителями детей, направленную на повышение их сознательности, компетентности, оказывают им соответствующую психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую и правовую помощь;

5) организуют комплексное социально-психологическое сопровождение семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) защищают права и интересы детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) выявляют детей, оставшихся без попечения родителей; проводят обследование условий жизни детей, оставшихся без попечения родителей; при установлении факта отсутствия попечения родителей ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, охраной их прав и законных интересов;

3) заявляют о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка;

4) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

5) при отобрании ребенка незамедлительно уведомляют прокурора, обеспечивают временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;

6) участвуют при принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);

7) обращаются в суд с иском о лишении родительских прав;

8) участвуют при рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав;

9) в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, проводят обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечивают защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве;

10) обеспечивают устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляют сведения о таком ребенке в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

11) исполняют обязанности опекуна, попечителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

12) ведут подбор, учет и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

13) требуют от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивают информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях;

14) участвуют при рассмотрении судом дел об установлении усыновления детей; составляют акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя) по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); для установления усыновления ребенка дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком;

15) дают согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, при отсутствии родителей или опекунов, попечителей;

16) заверяют заявление о согласии родителей на усыновление ребенка в случаях и порядке, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;

17) дают разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением;

18) ведут учет граждан Российской Федерации в качестве кандидатов в усыновители; представляют им информацию о ребенке, который может быть усыновлен; выдают направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей);

19) осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка; проводят контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка; составляют отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка;

20) обращаются в суд с иском об отмене усыновления ребенка; участвуют при рассмотрении судом дел об отмене усыновления ребенка;

21) принимают акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства;

22) рассматривают жалобы родителей или других родственников либо усыновителей ребенка на действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка;

23) в случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства назначает каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий;

24) обязывают опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей;

25) дают рекомендации опекуну или попечителю относительно способов воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством;

26) представляют законные интересы несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Архангельской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

27) освобождают опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно;

28) осуществляют подбор и подготовку приемных родителей, соблюдая требования, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

29) составляют акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих (желающего) взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; дают заключения о возможности быть приемными родителями, организуют обучение кандидатов в приемные родители;

30) заключают договор о приемной семье с приемными родителями или приемным родителем; выдают приемным родителям удостоверение установленного образца;

31) содействуют созданию приемных семей, оказывают приемным родителям необходимую помощь и осуществляют наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемных семьях;

32) контролируют условия содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

33) исполняют обязанности опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет;

34) принимают акты об устройстве детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

35) дают согласие на продление срока временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при наличии исключительных обстоятельств на срок, предусмотренный Семейным кодексом Российской Федерации;

36) предоставляют организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", в целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

37) назначают и ежемесячно начисляют денежные средства на содержание детей, переданных под опеку (попечительство), в приемные семьи; осуществляют контроль за целевым расходованием указанных денежных средств;

38) назначают оплату труда приемных родителей и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

39) дают согласие на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

40) обеспечивают разработку и реализацию плана мероприятий по защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

41) дают согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

42) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из образовательного учреждения;

43) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними гражданами, указанными в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи государства;

44) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

45) производят подбор кандидатов в патронатные воспитатели, дают заключение о возможности быть патронатным воспитателем;

46) совместно с учреждением, предоставляющим патронат, заключают договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);

47) ведут учет детей, переданных на патронатное воспитание;

48) совместно с учреждением, предоставляющим патронат, осуществляют контроль за выполнением плана по защите прав ребенка;

49) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 11. Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж:

1) выявляют и ведут учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;

2) обращаются в суд с заявлением о признании граждан недееспособными или об ограничении дееспособности граждан, а также о признании подопечных дееспособными, если отпали основания, в силу которых граждане были признаны недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) участвуют при рассмотрении судом дел о признании граждан недееспособными, об ограничении дееспособности граждан, о признании подопечных дееспособными, по вопросам защиты прав и интересов подопечных граждан;

4) ведут учет граждан, желающих стать опекунами или попечителями, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, производят подбор кандидатов в опекуны, попечители, а также в помощники совершеннолетнего дееспособного гражданина;

5) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в отношении недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, над которыми опека и попечительство не установлены, в предусмотренные законодательством Российской Федерации сроки;

6) при отсутствии близких родственников участвуют в качестве законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера;

7) устанавливают опеку в отношении недееспособных граждан, попечительство и патронаж в отношении совершеннолетних граждан;

8) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные и ограниченно дееспособные граждане;

9) осуществляют контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещают находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

10) представляют законные интересы недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Архангельской области или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

11) освобождают и отстраняют опекунов, попечителей от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) обращаются в суд с иском о признании недействительными соглашений об уплате алиментов, если предусмотренные условия предоставления содержания недееспособному члену семьи существенно нарушают его интересы;

13) участвуют при рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, признанным судом недееспособным;

14) в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, принимают акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве);

15) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

16) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 12. Полномочия органов опеки и попечительства по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних граждан, граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних граждан, граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими:

1) дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;

2) дают предварительное разрешение опекуну совершать, а попечителю давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

3) дают предварительное разрешение опекуну или попечителю, если их действия могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при отказе от иска, поданного в интересах подопечного, заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем;

4) дают предварительное разрешение на заключение от имени подопечного кредитного договора, договора займа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об опеке и попечительстве";

5) дают предварительное разрешение опекуну на заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если законодательством Российской Федерации не установлен иной предельный срок;

6) дают предварительное разрешение в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;

7) дают предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

8) при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства незамедлительно обращаются от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного;

9) дают согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;

10) дают предварительное согласие на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние граждане, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;

11) по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, разрешают безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах вместо выплаты вознаграждения;

12) прекращают пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного;

13) составляют опись имущества подопечного в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, а по его желанию - иных заинтересованных лиц;

14) утверждают отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного;

15) при утверждении отчета опекуна или попечителя исключают из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносят соответствующие изменения в опись имущества подопечного;

16) при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) составляют об этом акт и предъявляют требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному;

17) дают предварительное разрешение на расходование опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного доходов подопечного, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

18) дают предварительное разрешение на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний гражданин, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин;

19) дают предварительное разрешение родителям (усыновителям), опекунам или выступают с инициативой передачи в собственность несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет;

20) дают согласие несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет на передачу им в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;

21) дают предварительное разрешение законным представителям несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 14 лет, или выступают с инициативой оформления договоров передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние граждане;

22) дают согласие несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет на оформление договоров передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние граждане;

23) при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного заключают с доверительным управляющим договор о доверительном управлении таким имуществом;

24) осуществляют подбор кандидата в доверительные управляющие имуществом подопечного, разрабатывают проекты договоров доверительного управления имуществом подопечного, организуют работу по контролю за осуществлением доверительным управляющим своих прав и исполнением им своих обязанностей;

25) осуществляют контроль за исполнением обязанностей доверительными управляющими имуществом подопечных;

26) направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения;

27) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

28) на основании решения суда заключают договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления его имуществом;

29) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку обеспечения сохранности имущества подопечных;

30) сообщают об установлении опеки над недееспособными гражданами, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних граждан, иных несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту их нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

31) принимают необходимые меры по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по списанию или погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области;

32) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
 

Статья 13. Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями

1. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

2. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
 

Статья 14. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и настоящим законом, иными областными законами органы и должностные лица.

2. Контроль за организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования осуществляет контроль за соблюдением органами опеки и попечительства порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях, в том числе за соблюдением органами опеки и попечительства:

1) сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях;

2) порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.

3. Контроль за организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, в отношении имущества граждан, признанных безвестно отсутствующими, осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения Архангельской области.
 

Статья 15. Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области
Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

Глава IV. Заключительные и переходные положения

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
 

Статья 17. Внесение изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи со вступлением в силу настоящего закона

1. Внести в областной закон от 3 июня 2003 года № 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2003, № 22; 2004, № 31, 32, 33; 2005, № 2, 3, 4, 5, 6, 8; 2006, № 9, 10, 11, 13, 14; 2007, № 15, 16, 18, 19, 20, 22; 2008, № 25, 26, 27, 28, 29) следующие дополнения:

1) дополнить статьями 2.9 и 2.10 следующего содержания:
"Статья 2.9. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решения органов опеки и попечительства в Архангельской области
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решения органов опеки и попечительства в Архангельской области, принятого в пределах их компетенции, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей.
Статья 2.10. Непринятие мер по защите прав и законных интересов граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство
Непринятие должностными лицами органов опеки и попечительства мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей.";

2) статью 9.2 после цифр "2.8," дополнить цифрами "2.10,";

3) пункт 1 статьи 10.6 после цифр "2.4," дополнить цифрами "2.9,";

4) в статье 11.3:
- пункт 2 дополнить подпунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5) должностные лица уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере образования - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.9 и 2.10 настоящего закона;6) должностные лица уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.9 и 2.10 настоящего закона.";
- пункт 6 после цифр "2.4," дополнить цифрами "2.9,".

2. Внести в статью 2 областного закона от 26 мая 2004 года № 233-30-ОЗ "О патронате над несовершеннолетними" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2004, № 30; 2005, № 8; 2006, № 12; 2007, № 21) следующие изменения:

1) в абзаце седьмом слова "уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области, осуществляющий" заменить словами "территориальные органы уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области, осуществляющих";

2) в абзаце двенадцатом слова "договор о патронатном воспитании" заменить словами "договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (далее - договор о патронатном воспитании)".

3. Внести в областной закон от 22 июня 2005 года № 58-4-ОЗ "О порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2005, № 4; 2006, октябрь, внеоч.) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 1 слова "органом опеки и попечительства" исключить;

2) в пункте 1 статьи 3 слова "органом опеки и попечительства", "или регистрации", "по получении его личного дела" исключить.

4. Внести в областной закон от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2005, № 5, 8; 2006, № 10, 11, 14; 2007, № 19, 20, 21; 2008, № 24, 29) следующие дополнение и изменение:

1) статью 64 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.";

2) статью 67 изложить в следующей редакции:
"Статья 67. Контроль за осуществлением государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству
Контроль за осуществлением государственных полномочий, указанных в статье 63 настоящего областного закона, осуществляют:
1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования - за организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения Архангельской области - за организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, признанных безвестно отсутствующими.".